Время от времени людей, осчастливленных благами цивилизации и техническим прогрессом, вдруг начинает отчаянно тянуть к истокам – от современных технологий и композитных материалов к теплу дерева и банальности «веселенького ситца», от шкафов-купе к бабушкиному сундуку, от флуоресцентных ламп к веселому мерцанию камина. И тогда на сцену вновь выходит кантри – деревенский стиль.

 

 

 

Кантри как идея 

  Вообще говоря, в изначальном понимании, кантри – стиль, пришедший из Северной Америки, предполагает атрибутику ранчо и ковбоев. И скорее всего, обычный человек, кое что слышавший о стилях, говоря «кантри», будет подразумевать именно это – двери как в салуне, седла и т.д. Однако в мире дизайна понятие «кантри» давно уже стало общим для нескольких направлений и обозначает любой более менее деревенский, аутентичный стиль – точнее, его имитацию, оставляющую за кадром бытовой дискомфорт. То есть кантри в нынешнем понимании профессионалов – это сочетание понятий «условия, продиктованные географией и климатом» + «натуральность, естественность». Более того, сейчас уже принято говорить о смешении кантри и этники – еще одного географического и стремящегося к натуральности и традиционности стиля.

Мы в этой статье, не отдавая предпочтения какому-либо конкретному направлению, поговорим об общих чертах кантри в целом, а также о чертах, свойственных его различным географическим подвидам.

Главная идея кантри – жизнь вне большого города. Понятие «деревни»  у каждой страны свое, и обусловлено оно как традициями, так и определившими их когда-то природными (климат и имеющиеся под рукой материалы) и социальными условиями. Однако противопоставление жизни в современном городе и жизни в архаичной деревне везде подразумевает одну и ту же идею – близость к природе и ее дарам, которые она позволяет обрабатывать, получая пригодное для жилья, но далекое от современности в ее прикладном понимании пространство. Дом вне города означал и означает комфорт для его обитателя, позволяющий ему при этом жить в гармонии с окружающим его миром. Так что кантри в любом его проявлении – это натуральные материалы и достаточно простые формы, очевидная, хотя и не подчеркиваемая функциональность, отсутствие вычурности (не означающее отсутствие элегантности), мягкость, некоторая наивность и лиричность общего стилистического решения. Пространство в стиле кантри может быть более мужским – грубоватым и простым, или более женским – утонченным, лиричным и цветочным – но оно всегда естественно и уютно. Внешний вид деревенских домов предопределен сложностью климатических условий и необходимостью адаптации к ним; внутреннее решение хотя и более многогранно, но зависимо от внешнего вида и климатических условий. Более того, некоторые теоретики интерьера любят сравнивать планировку дома в стиле кантри с лесом с его тропинками и полянками – из-за ее кажущейся хаотичности и многообразности. Это сравнение, вероятно, слишком сильное – однако то, что идеи планировки, как, впрочем, и некоторые идеи декора, так или иначе заимствуются у природы – очевидно. Таковы вкратце идеи кантри. Поговорим теперь о деталях.

 

Кантри по-американски 

Хотя, как мы уже сказали, именем кантри сейчас называют любой стиль, пропагандирующий «деревенский образ жизни», все-таки нельзя забывать, что родом он из Америки. До недавнего времени, точнее, до тех пор, пока весь мир не захлестнула очередной раз тяга к стилю а ля рустик, под кантри понимали исключительно стиль американского ранчо. С него и начнем разговор о подвидах.

Что такое ранчо? По сути своей это – ферма, то есть пространство сугубо функциональное. Ранчо, конечно, можно считать пристанищем для романтиков – но все же романтиков, которым нужно было выжить обособленно и которые много работали. Отсюда, а также из характерных для изначальных мест строительства ранчо погодных условий вытекают его характерные черты – строения в один этаж, призванные выдерживать натиск ураганного ветра (но в то же время отсутствие снега!), просторные (не бывает сильных холодов, поэтому нет необходимости всерьез протапливать дом), с большими навесами от палящего солнца. «Рост» и конфигурация дома, а также интересы и образ жизни владельцев определяют его наполнение – функциональное и прочное; с обилием дерева без традиционной для Европы резьбы.  И, конечно же, стиль ранчо, ковбоев – это типично мужской интерьер, без рюшечек и мелких безделушек – однако не лишенный стильности и законченности.

За пределами Америки, там, где ранчо имитируются именно с точки зрения стиля, а не функциональных задач, в стиль дома, разумеется, вносятся изменения. При этом зачастую, характерные особенности ранчо подчеркиваются самым энергичным образом – так, как это не делается даже в оригинале. Американским ковбоям нет необходимости акцентировать внимание на том, что их дом относится именно к такому стилю, а тем, кто воссоздает образ жизни ковбоев, это очень важно – поэтому в интерьере немедленно появляется ковбойская атрибутика. В дом вносятся седла и сапоги со шпорами, на стены вешаются шляпы, хлысты, шкуры, колеса от повозок (они могут как являться элементами декора, так и функционально «вклиниваться» в интерьер, выступая в качестве опорных конструкций) – и дабы подчеркнуть американскую тему, стилистика дополняется мотивами индейцев и кладоискателей – перьями, томагавками, сундуками и т.д. Довершают игру в Дикий запад медная утварь, кактусы и ткани в клетку. И разумеется, обитатели дома, носящие кожаные штаны, ковбойки, шляпы и банданы на шее.

 

Кантри по-французски 

Кантри по-французски – это несколько направлений. Несмотря на не очень большие габариты, Франция может похвастаться редким разнообразием природных и географических условий – которые предопределили кардинальную разницу в стилистике домов на юге и на севере страны. Два самых ярких представителя французского деревенского стиля – провансальский и шале. Про шале мы поговорим чуть позднее, ибо этот стиль можно с равным успехом считать как французским, так и швейцарским, а сейчас остановимся на том, что привнес в мировую копилку кантри французский юг.

Яркое южное солнце и сильные ветры, а также изобилие камня в качестве строительного материала предопределили провансальский стиль – один из самых ярких деревенских стилей в мире, откуда черпали вдохновение многие великие художники. В этой яркости провансальского стиля – особая опасность для тех, кто, покоренный им, пытается перенести его черты на свою территорию. Ибо провансальский стиль – как никакой другой среди кантри – почти безнадежно привязан к родной земле. Без своего ослепительного солнца, без сиреневых полей лаванды и желтых подсолнухов за окном, без немыслимо синего неба и южного воздуха уходит половина колорита. Не говоря уже о том, что внешняя простота и потертость стиля воспроизводятся качественно лишь отдельными мастерами – у остальных получается бедно и грязно.

Однако шанс на близость к провансальскому стилю все же есть, и в особенности велик этот шанс у курортных приморских отелей (удачный пример реализации стиля, близкого к Провансу – отель «» в Сочи).

Итак, что отличает внешне и внутренне типичный французский южный дом?

Во-первых, дома здесь традиционно каменные, обвитые растениями, с небольшими окнами – такими, что дом скорее напоминает крепость (камень медленно нагревается и не пропускает в дом жару) или же с непременными ставнями, а на южную сторону непременно делается внутренний двор – тенистый, но пропускающий ласковое солнце.

Во-вторых, во внутренней отделке камня также много. И, прежде всего, используется известняк, к примеру, моласса – светлый известковый песчаник и т.д. Хотя дерево в общем интерьере также присутствует – например, в виде традиционных подпотолочных балок темно-коричневого цвета.

В-третьих, провансальскому интерьеру обязательно свойственна потертость. Та самая потертость, которая с гордостью демонстрирует возраст здания – а при попытке некачественно имитировать превращается в ощущение неопрятного дома с давно не деланным ремонтом. Эту потертость демонстрируют стены – как бы нарочито небрежно отштукатуренные, старая или состаренная мебель, даже ткани – слегка выцветшие на солнце и слегка застиранные. Но еще раз повторим – только южный колорит и особое преломление цветов на этом солнце придают этой состаренности ощущение уюта. В средней полосе у нас это уже когда-то было – и ничего романтичного в этом не было.

В-четвертых, вполне очевидно, что провансальскому стилю свойственно буйство красок. И это не удивительно, ибо традиционные цвета провансальского стиля – охра и терракотовый – также предопределены природными возможностями региона. Охру, являющуюся натуральной минеральной краской, добывают и готовят здесь же. Терракота из местной глины – излюбленный материал не только для керамических изделий, используемых в быту, но и почти обязательное напольное покрытие. Из терракоты делают напольную плитку – тометы – которую выкладывают непременно в форме сот и которая добавляет свою черточку к своеобразию стиля (и также отвечает за прохладу в доме).

Типичные цвета детального декора а ля Прованс – сиреневый, подаренный лавандой, синий, желтый подсолнуховый и т.д. Не обходится и без белого, который контрастно подчеркивает эти цвета. В то же время интерьеру в целом свойственна светлая цветовая гамма – ибо стены беленые либо светло-желтые.

В мебели, как и для всех других подвидов кантри, преобладает дерево, однако провансальская мебель более разнообразна – помимо грубоватого массива здесь прекрасно прижилась и плетеная мебель, а также почти обязательная ковка – как простая, так и достаточно ажурная. Деревянную мебель любят раскрашивать в  яркие цвета или покрывать воском.

Среди традиционных элементов декора – незаменимых черточек стиля – стоит отметить яркий цветной фаянс, разнообразные кованые изделия, к примеру, подсвечники, различные картинки, гравюры и постеры на цветочную или на худой конец фруктовую тему, букеты из полевых цветов, льняные чехлы на мебель, и трогательные бытовые мелочи – утварь, весы, подставка под бутылку вина и т.д.

 

Кантри по-английски 

А вот в Англии погода куда более промозглая, чем на юге Франции – поэтому английский деревенский (точнее загородный) дом – это оплот тепла и уюта в сочетании с добротностью и массивностью. Пожалуй, английский стиль почти столь же стереотипен, как и американский – у него есть непременные атрибуты, намертво поселившиеся в массовом сознании. И среди таких – обязательный камин (который, кстати, характерен для любого кантри, но здесь почему-то наиболее очевиден) с креслом и пледом, текстиль с цветочными мотивами, фарфор в традиционном стиле, с пасторальными картинками, вероятно, кожаная мебель и разнообразие мелких аксессуаров, относящихся к самым разным стилям и эпохам.

Английский дом опять таки в массовом сознании в отличие от ранчо не ассоциируется с трудом в деревне – мир выбрал из загородных английских стилей типаж поместья с богатой историей и достаточно дорогим интерьером. Конечно, в чистом виде кантри этот стиль назвать нельзя – однако сейчас, при всеобщей путанице, его, как стиль очевидно географический и близкий к природе, относят к этой же категории.

Что такое английский дом, насколько легко его стиль поддается воспроизведению? Пожалуй, он значительно меньше, чем провансальский, зависит от окружающей природы и ее красок – но больше, чем какой-либо другой из стилей кантри, зависит от традиций и истории. Поскольку стиль английского загородного дома – это органичное объединение множества деталей, собираемых годами, это сплав старого и нового, какофония стилей, превращающаяся в слаженный хор только лишь из-за того, что у каждой вещи есть своя история, свой путь в этот дом. Для того, чтобы сделать дом в английском стиле, надо уметь сочетать несочетаемое – при этом не создавая фьюжн, а оставаясь в рамках традиций самой консервативной страны в мире. Согласитесь, не самая простая задача. Однако реализуемая – при условии соблюдения ряда правил.

Итак, загородная Англия – это также дерево, теплое и местами мрачное. Это массивная кожаная мебель, деревянные панели, камин, классический английский потолок из натурального дуба, деревянные полы, застланные толстыми шерстяными коврами. Мебель, будучи тяжелой, при этом предельно элегантна. Текстиль разнообразен, но превалирует в нем все же знаменитый английский стиль – в цветочек (который безболезненно сочетается с полоской и клеточкой, с шерстью и кружевами). Ряд аксессуаров составляют самые разнообразные фарфоровые вазы (Англия любит китайский стиль), лампы с абажурами, фаянсовая посуда. Почти обязательный атрибут гостиной – хрустальный графин с шерри, сопровожденный заботливо приготовленными бокалами. Ставят его обычно так, чтобы отблеск огня из камина переливался в изломах хрусталя – это делает гостиную еще более уютной и располагающей к отдыху.

 

Кантри по-швейцарски 

Добравшись до Швейцарии, поговорим немного о стиле, который сейчас принято называть коротко – шале. Как мы уже отметили, стиль этот присущ нескольким странам – и с определенными визуальными различиями существует также во Франции, Италии, Австрии и т.д. Изначально основой этого стиля, были, конечно же, как и везде, требования, связанные с погодными условиями – в данном случае в горах. Ставший сейчас символом роскошного отдыха в горах, прежде шале был убежищем для человека (и животных), защищавшим от непогоды в горах.  Поэтому шале - это очень надежная конструкция, построенная из массивного бруса хвойных деревьев, с высоким цокольным каменным этажом, с низкой двускатной крышей, нависающей над домом и закрывающей его от ветров и снега (и, таким образом, с непременной мансардой).

Разумеется, и конструкция, и функциональное назначение дома диктовали его внутреннюю планировку и отчасти интерьер. Если со сменой функционального назначения планировка слегка изменилась (так, прежде в шале не было гостиной как таковой, была лишь столовая, совмещенная с кухней, а теперь гостиная – это обязательное и большое пространство), то стилистическая направленность интерьера изменений практически не претерпела. Это – побеленные, отштукатуренные или обшитые натуральным деревом стены, обилие дерева в интерьере – как функционального (балки на потолке, несущие колонны), так и декоративного. Особая гордость шале – лестница. Она всегда из дерева, с элегантной резьбой – и зачастую располагается в центре гостиной, оказываясь таким образом доминирующей составляющей декора помещения. Еще одна реперная точка – камин. Камины в шале особой формы, поскольку изначально это сооружение предназначалось для вяления мяса, запасаемого на зиму. Этому факту камин обязан большим очагом и массивной формой.

Доминирующие цвета интерьера – коричневый, охристый, оттенки бордового и все цвета светлого дерева. В любом случае, цвета шале - теплые и насыщенные. Яркими вкраплениями разбавляют засилье дерева пестрый текстиль и раскрашенная керамика.  Керамические предметы используются не только по прямому назначению, но и для декорирования интерьера. Так, керамические тарелки развешиваются на стенах, под кружки и миски делаются специальные декоративные полки. Дерево может разбавляться и элементами ковки, сухоцветами, различными бытовыми предметами, носящими уже чисто декоративный характер, картинами и постерами с пейзажами или горными сюжетами и т.д.

 

Кантри – Скандинавия 

Скандинавский загородный дом – это стопроцентное выражение нордического характера, помноженное на суровость природы. Главная черта этого стиля – абсолютная лаконичность, не лишенная элегантности, но предельно сдержанная атмосфера. Все аккуратно и строго – и выбеленные полы, и деревянная мебель. Еще одну очень важную особенность такого интерьера можно сформулировать как «обилие света в цвете». Скандинавским народам очень не хватает солнца – и поэтому они привыкли делать свои жилища максимально светлыми (отсюда же, кстати, пошла городская традиция не завешивать плотными шторами окна – чтобы побольше света лилось на темные большее время суток улицы).

Краски к полу и мебели если и применяются, то тоже светлых натуральных тонов: сероватые, бежевые, голубоватые, зеленоватые. Декорирование здесь почти отсутствует, но при этом в самобытности этому стилю не откажешь. Ткани используются льняные и хлопковые, в их узоре чаще всего встречаются клетка или полоска, опять же светлых тонов: синий с белым, нежный зеленый с бежевым. Мебель любят держать в чехлах, обычно льняных.

 

Кантри – русский стиль 

Наверное, мало кому придет в голову назвать наш родной русский деревенский стиль импортным словом «кантри», но тем не менее исходя из законов жанра оно применимо и к нему, согласитесь. И этот стиль с тем же успехом, что и любой другой, применим для игр с интерьером. А пожалуй даже и больше – его самобытность представляет несомненный интерес как для декоратора, так и для обитателей, постоянных или временных, а приспособленность его к нашим широтам только упрощает задачу.

Однако не надо думать, что с русским народным все так очевидно. Как у любого другого стиля, у него есть свои непреложные правила, нарушение которых приведет к потере необходимой аутентичности – и получится нелепая, смешная фальшивка. 

 

Начнем с того, что говоря о русском загородном стиле, можно выделить как минимум два направления, кардинально отличающихся друг от друга, но имеющих полное право значиться в числе подвидов кантри в его наиболее общем понимании: это традиционный стиль русской избы и стиль русской усадьбы.

Конечно, у двух этих стилей (если, разумеется, слово «стиль» применимо к традиционному народному быту) есть много общего – опять-таки традиционное для кантри обилие дерева (и пусть вас не смущает отштукатуренный вид усадьб – под штукатуркой как правило скрываются бревна), изразцовая печь как центр экспозиции, традиционные орнаменты (они меняются по стране, однако оказываются общими для деревенского и дворянского стилей в одном регионе) – от растительных и жанровых до геометрических, любовь к кружеву, традиционными предметам быта, таким как вездесущий самовар и т.д.

Различий не меньше, и они бросаются в глаза сразу же, начиная с планировки помещений. Очевидно, что крестьянам в их избах было не до церемоний – и никакой гостиной в избе не делалось по определению (а в усадьбе она – практически центр вселенной, самая красивая комната в доме). Крестьянские дома глубоко посажены в землю, у них небольшие окна и низкий вход – с одной стороны, это обеспечивало лучшее удержание тепла в доме, а с другой – вынуждало каждого входящего как бы кланяться хозяевам. В избе все своё, местного производства. Мебель тяжелая, грубоватая – хотя народные умельцы и украшали ее резьбой, но завитушечками особенно не увлекались.

Стиль русской усадьбы по природе своей значительно менее «чистокровен» по происхождению, чем традиционный деревенский. Усадьба – это сплошные заимствования: английский кабинет, французские анфилады комнат, китайщина у тех, у кого была такая возможность. И тем не менее, русская усадьба все эти заимствования приняла и адаптировала по своему, вписала в привычные традиции, сдобрила российскими орнаментами, текстилем да самоваром. Стиль все равно получился самобытным – и в этом его прелесть и привлекательность для современных дизайнеров.

 

Другие вариации 

Очевидно, что вариантов деревенского стиля ровно столько, сколько в мире стран, где есть противопоставления города и деревни (и даже больше, учитывая, что на многие страны, благодаря разнообразию их климата, приходится больше одной стилистической разновидности). Так что перечислить их все просто не представляется возможным. Ведь не менее интересны, чем вышеназванные – веселые испанский и итальянский стиль, практичный немецкий, экзотические восточные, самобытные славянские и т.д. При желании и соблюдении ряда условий любой из этих стилей можно воспроизвести близко к оригиналу.


Элементы интерьера


Стены, пол, потолок 

Внешний вид основных элементов внутреннего убранства помещения во многом зависит от внешнего вида здания – а точнее, а от его функциональных и конструктивных особенностей и основного материала. Ну и разумеется, от климата. Делать в доме, расположенном в средней полосе, полы из терракотовой плитки здорово, но холодно – а вот для юга это удачное решение. Также возможно мощение пола декоративным камнем. В большинстве же случаев пол в домах кантри стиля – деревянный, массивный и грубоватый, часто закрытый коврами, добавляющими помещению тепла и уюта.

Потолки в большинстве случаев отмечены деревянными балками. Как правило, эти балки несут функциональную нагрузку, но могут быть, в принципе, и чисто декоративными.

Что же касается стен, то из трех плоскостей эта может быть наиболее разнообразной. Стены можно белить, штукатурить, оставлять (или имитировать) фрагменты голой кирпичной или каменной кладки, красить в светлые и темные цвета, отделывать светлым деревом; кантри вполне признает и обои (особенно характерные для английского стиля) – однако здесь стоит быть особенно осторожными при выборе расцветок, дабы не выйти за рамки природности и естественности стиля. Наиболее характерные варианты – цветочные, с наивным, нежным рисунком, скорее мелким, нежели крупным, не агрессивные по расцветке. Разумеется, выбор отделки стен зависит от общей концепции дизайна помещения.

 

Мебель 

Несмотря на очевидные различия в стилистике деревенской мебели разных стран, можно все-таки выделить некоторые характерные черты, свойственные меблировке интерьеров в стиле кантри. В большинстве случаев, пространство заполняется деревянной, часто неокрашенной (хотя возможна также тонированная или покрытая матовым лаком – в зависимости от типа выбранного стиля), тяжелой мебелью. Такая мебель грубовата по стилю, но как правило, правильна по форме – хотя общая идея громоздкости, весомости мебели не исключает, скажем, резных спинок у стульев и кроватей – но резьбы не вычурной, а такой, какую могли создать для собственного дома старые сельские мастера. Еще раз повторим – кантри не отказывается от элегантности, он протестует против вычурности и неестественности.  Как инварианты для конкретных проявлений кантри используются также плетенная (юг) и кожаная (Англия) мебель.

 

Текстиль 

Кантри любит «тряпочки» - текстиля в таком интерьере должно быть много. При этом  в отличие от достаточно сдержанной, зачастую грубоватой мебели текстиль может себе позволить быть жизнерадостным, легким, пестрым. Разумеется, предпочтение опять отдается натуральным материалам, таким, как лен, ситец, хлопок, шерсть. Пестрота тканей обычно предполагает отсутствие сложной драпировки – складки не приветствуются, хоть от рюшечек при определенных вариантах дизайна интерьера можно и не отказываться.

Если мягкая мебель обивается, то для обивки выбирают, как правило, нейтральные однотонные ткани, либо шотландку. Впрочем, в некоторых интерьерах логично смотрится и цветочная обивка.

Кантри любит также текстиль внутри интерьера – множесто разнообразных покрывал, чехлов, подушек и подушечек, вышитых полотенец и салфеток, пледов, ковриков и т.д. только приветствуется – ведь текстиль также отвечает за общее ощущение тепла и обжитости помещения. Совсем не возбраняется и кружево, особенно, если оно антикварное или ручной работы.

Самые популярные рисунки текстиля – клетка и цветочные мотивы (как правило, это мелкие цветочки – мильфлёр), рисунок в любом случае должен быть достаточно наивным, не вычурным; цвета при этом могут быть самыми разнообразными – как яркими, так и сдержанной гаммы, главное, чтобы цвета были натуральными, а не кислотными.

Особая тема текстиля в жанре кантри – это пэчворк, изделия, выполненные в технике лоскутной аппликации. По своему происхождению пэчворк как нельзя более близок кантри – ибо вещи, изготовленные в этой технике, попросту шились из того, что оставалось от серьезных работ – изготовления одежды, штор и т.д. Сельская бережливость не могла допустить, чтобы остатки тканей выбрасывались – вот кусочки разных цветов и форм и сшивали вместе, получая оригинальные салфетки, наволочки и т.д. Странно, но факт – даже в таком, казалось бы, не акцентированном национально творчестве, проявлялись черты характера, темперамент нации – и по комбинациям, и по цветовым привязанностям изделия в технике пэчворк сильно отличались друг от друга. 

Со временем, конечно, жесткая утилитарность пропала, и пэчворк стал искусством, близким по жанру к мозаике – но в отличие от нее приносящем еще и функциональную, а не только декоративную пользу. Изделия из лоскутков делают пространство более уютным и домашним, подчеркивают народность стиля – и в то же время «работают» как обычные предметы из текстиля.

 

Свет 

Что касается освещения, то в интерьере в стиле кантри, светильник не играет ведущую роль. Тем не менее, он должен вписываться в созданный интерьер, а также выполнять свое функциональное назначение – создание комфортного, уютного освещения. По стилю, светильники, как правило, повторяют созданный интерьер. Если это интерьер в стиле  кантри по-американски, то светильники – это сочетание темного дерева и черного металла, которые по форме могут повторять колесо телеги, или другие элементы предметов жизнедеятельности ковбоев. Также в такой интерьер вполне вписываются стилизации под керосиновые лампы начала 20-го века. В качестве источников освещения, в таких интерьерах используются только лампы накаливания, дающие уютный, теплый свет. Как правило, патроны светильников исполняют в виде восковых свечей.  Кантри по французски. Для этого солнечного интерьера подходят легкие конструкции из состаренного металла, либо, если интерьер не перегружен деталями, светильники в «флористическом» стиле. Также можно обратить внимание на светильники в стиле кантри с белыми фарфоровыми плафонами. Часто на такие плафоны наносится легкая роспись, обычно голубого цвета, очень похожая на то, что у нас принято называть «гжель». Подвесные светильники с лампами – свечками могут также быть декорированы тканевыми плафончиками. Ткань на плафонах используется обычно пастельных тонов, но также это может быть и «мелкоцветочный» яркий рисунок. А вот в интерьере кантри по английски прекрасно смотрятся люстры в классическом стиле. Бронза, состаренное золото, допустимо небольшое использование хрустальных элементов. Ну и конечно английский кантри интерьер не обойдется без тяжелых настольных ламп и торшеров с темными тканевыми или кожаными абажурами. Свет для шале (кантри по швейцарски)  стилистически схож со светом для ранчо – те же деревянные балки или колеса, ковка, свечи. В принципе, интерьер даже можно разбавить готическими нотками: больше необработанного металла, брутальные формы средневековой Европы, светильники  стилизованные под факелы. Скандинавский стиль – сама простота. Светильники – светлое дерево, нержавеющая матовая сталь, простые формы (чаще всего круг).  В эти интерьеры прекрасно также впишутся и настольные лампы (торшеры светильники) с льняными или хлопковыми абажурами. Главное ощущение от такого освещения – белизна, уют, ощущение простора. Что касается  русского стиля, то тут все неоднозначно. Если скажем усадьбу, в зависимости от выбранного стиля, можно осветить практически любым из перечисленных выше вариантов, то «русская изба» изначально не предполагает никаких  иных вариантов, кроме света, стилизованного под старинные источники света, например керосиновые лампы. При общем освещении «русской избы» лучше использовать скрытые источники освещения пространства, отдельные зоны можно выделять светильниками в этническом русском стиле (стилизация под керосиновую лампу, лучины, под элементы быта и т.п.). 

Детали 

При кажущейся хаотичности, кантри не позволяет себе безвкусности в сочетаниях – поэтому нужно следить за тем, чтобы не переборщить в пестроте и разнообразии деталей.

Поскольку кантри не привязан ни к каким конкретным временам и эпохам, то его деталями могут стать предметы из разного времени и даже разного происхождения (так, англйиский стиль почти невозможен без колониальных мелочей). Но все же на первом месте - предметы старого быта: лампы-керосинки, лампы с абажурами, керамические изделия, прялки, моталки, весы и другие инструменты. Почти обязательный элемент антуража - цветы, как живые, так и засушенные. В кантри, адаптированном к более элегантному образу жизни, к месту придутся фарфоровые статуэтки, элементы декора с растительным орнаментом, картины и постеры с изображнием цветов, овощей и фруктов, пасторальных сюжетов. При использовании картин стоит обратить внимание на рамы – они не должны быть вычурными или помпезными, лучше всего подойдут обыкновенные деревянные рамы.

Бытовую технику в таком интерьере обычно стараются прятать. Исключить ее совсем невозможно, все-таки кантри – это лишь имитация деревенского быта, а не его реконструкция. Поэтому отказываться от телевизоров, телефонов, кондиционеров никто не предлагает. Однако признаки современности не должны резать глаз – поэтому кондиционеры (если их вообще используют) красят под цвет дерева, телевизоры и другую крупную технику прячут в ниши и шкафы.

Что касается освещения, то надо сразу отметить, что кантри не предполагает яркого света. Даже если верхний свет используется, то это как правило лампы с абажурами, дающими мягкий рассеянный свет. Активно используются настольные и напольные лампы, также с абажурами, а иногда достаточно света камина и свечей.

 

Кантри в индустрии гостеприимства 

Основная трудность при работе с кантри в индустрии гостеприимства – это, вероятно, то, что стиль этот как никакой другой стремится к понятию «домашний». И если адаптировать кантри к городской квартире еще как-то можно, исходя из того, что у конкретного человека есть свое, устраивающее его представление о «домашнем», то в городском отеле такая задача практически не реализуема – да и вряд ли имеет смысл пытаться ее реализовать. Сам ритм жизни городского отеля – отеля для активных туристов, или тем более, для энергичных бизнесменов – противоречит основе философии кантри – покоя и контакта с природой, теплоты и размеренности. Так что в большинстве случаев стиль кантри – находка для мест, предполагающих пусть и активный, но все же отдых во взаимодействии с природой - загородных предприятий или курортов, как морских, так и горнолыжных.  

Еще одна сложность, уже скорее коммерческого плана – подчеркнутая естественность стиля, предполагающая, прежде всего, использование дорогих натуральных материалов. Здесь каждый выходит из положения по своему: кто-то акцентирует внимание на общественных зонах, выдерживая полную приверженность стилю только там, а в номерах позволяя себе облегченный вариант с традиционной гостиничной мебелью, дополненный текстилем и аксессуарами, присущими кантри. Маленькие дорогие отели позволяют себе большую аутентичность, используя везде, где этого допускает специфика гостиничного бизнеса, натуральные материалы и предельно точно воспроизводя интерьеры прототипов. Третий вариант, наименее интересный из всех – это легкая имитация кантри, адаптация стиля к современному образу жизни – то есть использование небольшого количества ярких элементов, создающих атмосферу, что называется, в общих чертах. За редкими исключениями, интересные гостиничные проекты при таком подходе из кантри не получаются. Зато этот вариант прекрасно применим для ресторанов. Кантри для ресторана – менее проблемная, хотя и более схематичная задача. В ресторанной стилистике, как правило, используют именно наиболее яркие, характерные черты стилей – американского ранчо, провансальского южного или даже шале. Ведь гость не остается в ресторане жить – ему достаточно только увидеть внешнюю оболочку (в сочетании с хорошей кухней, разумеется), а не внутреннее содержание, ту самую атмосферу, которая помогает отдыхать в кантри-отеле.

Разумеется, специфика индустрии гостеприимства предопределяет расхождения с «домашним» стилем и из-за использования более износостойких материалов и покрытий, и из-за банальных опасений, что будут пропадать уникальные антикварные вещи. Поэтому неизбежно приходится идти на компромиссы – отопление одним камином или освещение одними свечами устроит очень ограниченное количество уж слишком уставших от цивилизации гостей. В отличие от частных домовладельцев, владельцы отелей не могут позволить себе пожертвовать современным комфортом ради аутентичности стиля.

Выбор конкретного подвида кантри, как нам кажется, в большинстве случаев должен предопределяться окружающей природой и климатическими условиями. Глупо бы было на солнечном морском побережье создавать альпийское шале – гостям там будет душно и некомфортно; точно так же как холодно и неуютно будут они себя ощущать на горнолыжном курорте в провансальском домике с его керамической плиткой на полу. Нельзя забывать о том, что кантри сформировался и отточил свои характеристики, именно опираясь на природные факторы – и за века своего существования точно определил все допустимые и логичные сочетания. Так что выбирая стиль, прежде всего, посмотрите вокруг – что советует вам природа вашего края?

 

И в заключение 

Но вообще-то все это, о чем мы так долго говорили на протяжении всей статьи – не главное. Не принципиально, из сосны или дуба сделана мебель, две или три подушки лежат на диване, однотонный или цветочный ситец на окне… Принципиально, чтобы в том, что получилось, было ощущение покоя. Чтобы гость, просыпаясь, чувствовал нежное дуновение ветра и слышал пение птиц, чтобы опустив ноги на мягкий ковер, он не хотел и не мог никуда спешить, чтобы весь день мог просидеть с хорошей книжкой, вытянув ноги у камина – ведь кантри, несмотря на его сугубо функциональное происхождение – самый уютный и домашний, самый спокойный и теплый стиль. Так что все дело – в искреннем гостеприимстве.

 

(с) журнал Дизайн и Интерьер