Освещение для музеев призвано поддерживать следующие функции:
· Презентация экспонатов
· Ориентация в пространстве
· Приглушение пространства (приглушение <посторонних> образов)
· Гибкое освещение (мобильность при смене экспозиции)
Презентация экспонатов.
Рекомендации:
· Акцентирующее освещение без злоупотребления контрастами
· Моделирующий эффект (свойство света падать с разных направлений)
Для выполнения рекомендаций необходимо сочетание естественного освещения (заполняющий свет) с акцентирующим пучком света.
Ориентация в пространстве.
Для выполнения данной функции используются следующие приемы:
· Отраженный свет
· Прямой свет на потолок
· Downlight с широким распределением светового потока
· Побочный свет от акцентирующего освещения
При освещении картин необходимо построить освещение таким образом, чтобы картина не бликовала. Для уменьшения (ликвидации) бликов используют светильники (прожектора) с ассиметричным отражателем (<кососвет>).
Второй важный момент - лампы используемые для освещения картины должны обладать максимальной цветопередачей (например в osram - лампы серии 9хх).
Гибкость осветительного оборудования для музеев обеспечивается использованием шинных систем, либо большим количеством стационарных ориентируемых светильников.
Одна из важнейших функций музея/выставочного зала - обеспечить сохранность выставляемых экспонатов. Экспонаты (в основном картины), помимо температурных и прочих режимов, могут подвергаться разрушению, в т.ч и от ультрафиолетового излучения. Главный враг картин - открытый солнечный свет, но и обычные лампы являются источником ультрафиолетового излучения.
Ограничение облученности ультрафиолетом в музеях/выставочных залах достигается за счет:
· Использования специальных фильтров, не пропускающих ультрафиолетовое излучение
· Ограничения освещенности (за счет снижения мощности и за счет создания минимально приемлемых условий наблюдения)
· Ограничения времени воздействия излучения на экспонаты.
Существуют следующие ограничения в максимальной освещенности материалов без разрушения (так называемый DF - "damage factor"):
Материал |
Максимальная освещенность, лк |
Нечувствительный к свету (камень, металл, драгоценный металл) |
Неограниченно, рекомендовано 300 лк |
Слоновая кость, дерево, картины (масляная краска) |
150 лк |
Акварель, гуашь, ткань, одежда |
50 лк |