Освещение для музеев призвано поддерживать следующие функции:

· Презентация экспонатов

· Ориентация в пространстве

· Приглушение пространства (приглушение <посторонних> образов)

· Гибкое освещение (мобильность при смене экспозиции) 

 

 Презентация экспонатов.  

Рекомендации:

· Акцентирующее освещение без злоупотребления контрастами

· Моделирующий эффект (свойство света падать с разных направлений)

 

Для выполнения рекомендаций необходимо сочетание естественного освещения (заполняющий свет) с акцентирующим пучком света.

 

Ориентация в пространстве. 

 

Для выполнения данной функции используются следующие приемы:

· Отраженный свет

· Прямой свет на потолок

· Downlight с широким распределением светового потока

· Побочный свет от акцентирующего освещения

 

При освещении картин необходимо построить освещение таким образом, чтобы картина не бликовала. Для уменьшения (ликвидации) бликов используют светильники (прожектора) с ассиметричным отражателем (<кососвет>).

Второй важный момент - лампы используемые для освещения картины должны обладать максимальной цветопередачей (например в osram - лампы серии 9хх).

 

Гибкость осветительного оборудования для музеев обеспечивается использованием шинных систем, либо большим количеством стационарных ориентируемых светильников.

Одна из важнейших функций музея/выставочного зала - обеспечить сохранность выставляемых экспонатов. Экспонаты (в основном картины), помимо температурных и прочих режимов, могут подвергаться разрушению, в т.ч и от ультрафиолетового излучения. Главный враг картин - открытый солнечный свет, но и обычные лампы являются источником ультрафиолетового излучения.

 

Ограничение облученности ультрафиолетом в музеях/выставочных залах достигается за счет:

· Использования специальных фильтров, не пропускающих ультрафиолетовое излучение

· Ограничения освещенности (за счет снижения мощности и за счет создания минимально приемлемых условий наблюдения)

· Ограничения времени воздействия излучения на экспонаты.

Существуют следующие ограничения в максимальной освещенности материалов без разрушения (так называемый DF - "damage factor"): 

 

Материал

Максимальная освещенность, лк

Нечувствительный к свету (камень, металл, драгоценный металл)

Неограниченно, рекомендовано 300 лк

Слоновая кость, дерево, картины (масляная краска)

150 лк

Акварель, гуашь, ткань, одежда

50 лк